Роберт Дж. М. Рикард
Октябрь 1977 года
Я увидел достаточно отчетливо в воде червеподобные очертания какого-то существа, шея которого футов на восемь высунулась на поверхность… Я никогда не видел ничего подобного.
Корнуолл — полуостров, графство и исторический район на крайнем юго-западе Великобритании, издавна окутан разными легендами и тайнами. Говорят, там видели и великанов, и призраков, и чертей, и колдунов, и черных демонических собак, и маленьких добрых пикси (корнуолльских фей), а вокруг его побережья лежат целые затопленные города, прячутся русалки и морские чудовища. Вера в волшебство и сверхъестественные явления пережила там появление автомобилей и железных дорог, и сегодня Корнуолл по прежнему остается дальней, таинственной стороной, в которой может случиться все что угодно и — иногда случается.
С осени 1975 года там то и дело стали появляться сообщения об огромном неизвестном существе, обитающем в водах Фалмутского залива, на юго-западе полуострова. По причине издавна недоверчивого отношения корнуольцев к посторонним, эти истории могли гак и не всплыть и в конце концов были бы забыты, если бы не мой друг Тони «Док» Шилз, который выслеживал Мор-говра (это старинное корнуольское слово, означающее «морской гигант»), собирал о нем все сведения и в конце концов столкнулся с ним нос к носу.
Впервые этот гигант обнаружил себя однажды вечером в сентябре, тогда два жителя Фалмута заметили в море, за мысом Пенденис, у города большое неуклюжее существо. Его странную уродливую голову венчали короткие и толстые «рожки», а длинная шея была покрыта щетинками. Люди видели, как чудовище нырнуло, а затем вынырнуло с большим морским угрем в пасти. Это случилось за два месяца до того, как доктор Роберт Райне пред ставил свои знаменитые фотографии Лох-Несса, на которых был виден «монстр» с довольно похожими чертами.
Вскоре после этого несколько рыбаков также увидели чудовище в море и потом даже стали винить его за свой худой улов, отвратительную погоду и невезение вообще. Они отказывались выходить в море до тех пор, пока его не убьют, поймают или пока оно само не уплывет. Шум получился изрядный, и пресса не раз поиздевалась над ними.
Затем в январе 1976 года на побережье Дарган-Бич у города вынесло большое мертвое тело, породившее слух, что чудовище издохло. На самом деле это, скорее всего, была мертвая морская свинья (дельфин) или небольшой кит, которые иногда заплывают в прибрежные воды Великобритании.
А вскоре события приняли совсем захватывающий оборот — 5 марта 1976 года в газете «Фалмут пэкит» появилась заметка: одна жительница Фалмута, назвавшаяся «Мэри Ф.», писала, что однажды в феврале она прогуливалась по мысу Трефасис и увидела внизу в. воде крупное неизвестное животное. По двум фотоснимкам, которые она представила, а также из ее описания было видно, что это не то существо, которое наблюдали в прошедшие месяцы. Женщина рассказала, что видела черное или темно-коричневое туловище, поднявшееся над водой футов на пятнадцать-восемнадцать, и маленькую змееподобную голову, раскачивающуюся на длинной шее. Вид чудовища, передвигавшегося как-то странно, неестественно, с двумя подрагивающими горбами производил столь жуткое впечатление, что она не выдержала и побежала прочь.
Заметка Мэри Ф. породила горячие споры. Одни, ставя под сомнение, что на фотографии живое существо, указывали, что «монстр» поднялся слишком высоко над водой, явно противореча закону тяготения. Кроме того, задний и передний планы были настолько размыты, что не получалось сравнить размеры «монстра» с тем, что находилось непосредственно вокруг него. Другие им возражали, заявляя, что существо могло находиться на мелководье, а «размытость» быть вызвана отражением солнечных лучей в воде.
Эта публикация побудила еще несколько человек в а-писать в газету о собственных похожих встречах. Два человека по отдельности рассказали, что видели, как им сперва показалось, «тушу мертвого кита», как вдруг медленно поднялась длинная и тонкая шея, увенчанная головой, которые описывала Мэри Ф., и «туша», оказавшаяся двугорбой, опустилась в покрытые зыбью воды Фалмугского залива. Другая свидетельница, Амелия Джонсон, видела «что-то напоминающее доисторического динозавра», всплывшее в заливе у мыса Розмалиен. Пока она показывала его своей сестре, существо исчезло, и Амелия отправилась в Лондон в уверенности, что ей все почудилось. После того как ее сестра прислала ей газетные вырезки с фотографиями Мэри Ф., она отправила в редакцию письмо с описанием собственных впечатлений.
К середине марта Морговр стал настоящей местной достопримечательностью. Но за пределами графства на чудовище обратили мало внимания, и в центральной прессе появилось лишь несколько заметок, написанных в том духе, что Корнуолл, мол, пытается привлечь к себе часть внимания, разделив его с Лох-Несс и Морар (глубокое озеро на островах Смолл-Айлс в северо-западной Шотландии), где, как считается, обитают более известные монстры (Несси и Морговр, соответственно). Док IIIилз, чей опыт в исследованиях странных явлений говорил ему, что Морговр — это нечто более реальное, начал собирать информацию и даже высматривать чудовище, гуляя по берегу.
В день всех дураков — 1 апреля — одна из местных газет устроила шуточное представление, которое эффективно положило конец серьезному отношению к сообщениям о загадочном существе. В фалмутской гавани появилась огромная надувная копия чудовища, которую тянул за собой на канате буксир. Все здорово повеселились, а скептики, которых было крайне много, получили хороший психологический задел, чтобы впредь сходу отметать все дальнейшие сообщения на эту тему. Еще одну хорошую услугу им оказал профессор (магии) Майкл Маккормик. Этот американец, директор цирка, заявил на пресс-конференции, что он и Док собираются вызвать зверя при помощи телепатии и поймать его для представления в его «Миниатюрном цирке». Майкл осуществил несколько показов, наиболее впечатляющими из которых были «мертвый василиск» и скелет «чертенка», однако в конце месяца он уехал ни с чем — без Морговра. Док, который совершенно не был склонен привлекать к себе внимание как к балаганному чародею и ловкому шоумэну, все же решил принять участие в абсурдной затее Маккормика, так как обнаружил, что с медиумами люди охотно делятся историями, которые не стали бы рассказывать репортерам.
Некоторые истории и впрямь были просто фантастическими. Например, две юные сестры из Ланкашира, Джун и Вики Меллинг поведали ему, что видели крылатое создание, получеловека-полуптицу ростом с обычного человека, у старой церкви в местечке Монам южнее Фалмута, недалеко от того места, где, по сообщениям, несколько раз видели Морговра. Позднее еще несколько человек признались, что видели человека-сову, хотя о более ранних встречах с этим совершенно невероятным существом в прессе никаких публикаций не было (так же, как и об этих более поздних, потом).
Несколько молодых ведьм сообщили Доку, что тоже хотят вызвать морского зверя. Они собирались сделать это в канун языческого майского праздника, купаясь обнаженными в реке Хелфорд, к югу от Фалмута. В доказательство своих способностей они также показали ему фотографии «маленького народца», фей и эльфов, которых, по их утверждениям, они вызвали во время одного из своих недавних обрядов. В канун майского праздника на побережье Гриб-Бич, в устье Хелфорда, собралась огромная толпа, привлеченная, правда, скорее перспективой увидеть хорошеньких обнаженных ведьм, чем Морговра. Однако чудовище, увы, не соблазнилось.
Во время одной из прогулок по побережью в ожидании монстра к Доку подошел школьник, не пожелавший назваться, и сообщил, что у него есть фотография Морговра, «покрытого слизью черного существа футов двадцати пяти длиной», которое двигалось вверх по реке Хелфорд. К сожалению, снимок был сделан не в фокусе.
Утром 4 мая два молодых служащих банка из Лондона, Тони Роджерс и Джон Чамберс, рыбачили на камнях побережья Парсонс-Бич, неожиданно, как позднее вспоминал Роджерс, «что-то вынырнуло из воды ярдах в ста пятидесяти — двухстах от нас. Оно было зеленовато-серым и, кажется, имело горбы. Следом появилось второе существо, поменьше. Их можно было видеть секунд десять, и они смотрели прямо на нас». Чамберс сказал, что сам он второго не видел, а оба они ничего не слышали о Морговре.
Должно быть, опасаясь, что слишком обнаружил себя, Морговр затаился на два месяца. Когда 4 июля он появилась снова, то попался на глаза не кому иному, как самому Доку Шилзу.
Док привел свою семью ранним утром на Гриб-Бич купаться. Как обычно, он прихватил с собой бинокль, не слишком надеясь увидеть чудовище, но решив рассмотреть все подозрительное в устье Хелфорда, па всякий случай. Увидев два уже хорошо знакомых по описаниям горба и поднимающуюся над ними длинную шею в пятистах ярдах от берега, он сначала не поверил своим глазам. И даже не решился позвать жену и двоих детей. Понаблюдав какое-то время и придя в себя, он привлек их внимание, и они стали вместе смотреть на существо, которое несколько раз появилось и исчезло. В «Фалмут пэкит» об увиденном (от 9 июля 1976 года) написала Кристина, жена Дока, так как он подозревал, что ему самому могут не поверить.
На самом деле он и сам не был вполне уверен в подлинности их истории. Ведь это случилось в середине самого длинного, самого жаркого и самого сухого лета в Великобритании за последние двести лет. Док имел подозрение, что у всей семьи могла возникнуть галлюцинация, вызванная жарой и их сильным желанием увидеть чудовище. В глубине души он надеялся, что еще встретит своего «уклончивого» Морговра.
В том же номере «Пэкита», где было опубликовано письмо Кристины Шилз, рассказывалось, что гостиничный работник Рой Питерс видел нечто еще более странное, когда нырял с аквалангом у Гриб-Бич несколькими днями раньше. Он утверждал, что видел три «змееподобных существа», каждое около пяти футов длиной, которые неторопливо плыли почти у самой поверхности воды.
«Кожа у них была, как у тюленей, — сообщил он, — но, судя по их уродливым головам и шеям, это были точно не тюлени». Питерс погнался за ними, но потерял их из виду в водорослях.
А далее произошли два столкновения в море.
Два человека, Джон Кук и Джордж Винникомб, ловили рыбу в двадцати пяти милях к югу от мыса Лизард (интересное название, в переводе с английского — ящерица, которое, возможно, свидетельствует о каких-то подобных явлениях, наблюдавшихся в прошлые времена), самой южной точке Корнуолла. Море было тихим и спокойным, и все было хорошо видно на несколько миль вокруг. Тем неожиданнее появился Морговр — так близко от их лодки, что, по словам Виникомба, «если бы мы не дали задний ход, то оказались бы прямо на нем».
«Это выглядело, как огромная шина, выступающая из воды на четыре фута. Его спина была похожа на рифленое железо. Должно быть, мы разбудили его, потому что из воды высунулась огромная голова, похожая на тюленью. Я рыбачу уже четыре десятка лет и никогда не видел ничего подобного. Существо проело повернуло свою длинную шею и посмотрело на нас, а потом очень медленно погрузилось». Винникомб определил, что длина видимой части составила двадцать два фута, а вес — несколько тонн.
Другим «счастливчиком», но его словам, почти столкнувшимся со странным существом, был Патрик Долан, мореплаватель-одиночка и известный специалист по истории искусств из Кардиффа (Уэльс). Он покинул гавань Фалмута на своей яхте 9 июля и отправился в плавание к Кинсейлу на южном побережье Ирландии. Перед закатом 11 июля, находясь в тридцати милях к северо-северо-западу от островов Силли, он заметил какое-то необычное волнение на морской поверхности. Позднее он дал такое описание в «Пэките» (от 24 сентября 1976 года): «Я увидел достаточно отчетливо в воде червеподобные очертания какого-то существ^, шея которого футов на восемь высунулась на поверхность. Его длина составляла около сорока футов. Оно двигалось волнообразно и обогнало меня со скоростью десять-двенадцать узлов, оставаясь у меня на виду около двадцати минут. Я никогда не видел ничего подобного».
А 27 августа Морговр появлялся на Каррик-Роудс — рейде, образовавшемся внутри фалмутской гавани в результате затопления речных долин, куда выходит старая часть города, — и не один раз, а целых три в течение десяти минут. Двенадцать дней спустя один человек принял его за перевернутую лодку, дрейфующую по направлению к местечку Джиллингнес-Бич. Когда «лодка» подплыла ближе, он разглядел существо, похожее на «гигантского угря» с бугристыми образованиями на спине.
Брат и сестра Алан и Салли Уайт отдыхали поблизости от Гриб-Бич, и утром 12 сентября они гуляли по берегу, когда прямо перед ними в море соскользнуло какое-то большое и странное существо. Взволнованные и оторопевшие, они поначалу решили, что это была собака, но позднее, придя в себя, осознали, что длина этой «собаки» была от пятнадцати до двадцати футов.
Между тем Док постепенно приходил в уныние. Было ясно, что пока из других мест поступали сообщения о подобных встречах, Морговр перед его наблюдательным постом на Гриб-Бич не появится, и он уже начал думать, что больше никогда его не увидит. Док напрасно отчаивался. Утром 17 ноября он прогуливался с издателем журнала «Корниш лайф» («Жизнь в Корнуэлле») Дейвидом Кларком недалеко от Парсонс-Бич, ниже Монана, и беседовал с ним на темы, не имеющие никакого отношения к измучившему его неуловимому Морговру.
Вдруг в реке Хелфорд, в ста ярдах от них, началось какое-то волнение, и из воды появился Морговр. Они отчетливо видели очень маленькую голову с короткими и толстыми рожками, большую пасть, которая то открывалась, то закрывалась, а затем и спину с двумя горбами, о которой часто упоминали другие очевидцы. Как только чудовище двинулось вверх по реке, оба собеседника пришли в себя и навели свои фотоаппараты. У Кларка был аппарат с телеобъективом, и он мог разглядеть его во всех мельчайших подробностях, однако при съемке его заело и он стал делать двойные и тройные экспозиции одного и того же кадра. Доку удалось сделать три снимка, прежде чем Морговр снова погрузился в воду.
Однако они были сделаны в большой спешке и, как оказалось, не могли служить явным доказательством, на что так надеялся Док. Все же на них было видно мощное движение, вытеснение массы воды огромным погружающимся телом и четкий след на водной поверхности, и они выглядели довольно убедительно.
Немного разочарованный Док был отчасти удовлетворен тем, что снова увидел его, на этот раз более явно и в компании человека, суждения которого он уважал. «Я сделал то, что обещал, — написал он мне. — Я поймал этого зверя — на пленку! Все добрые, благожелательно настроенные маги должны знать, что это означает. В соответствии с принятой магической практикой снимки могут дать мне определенную власть над ним. Если мои показательные номера с вызыванием чудовищ действительно заставили Морговра появиться, тогда будет возможно повторить эксперимент».
Однако у Дока теперь было меньше причин повторить «эксперимент». Убежденный сам в реальности Морговра, он гадал, сколько же «материализаций» должно состояться перед очами светил науки и акул пера, чтобы все признали, что у побережья Англии, на расстоянии дня пути от Британского музея в Лондоне, обитает одно или несколько неизвестных крупных морских животных.
А больше никому не интересно
За пределами Фалмута единственной реакцией на Морговра было довольно спокойное проявление интереса со стороны нескольких главных британских охотников за монстрами. Питер Костелло, автор книги «В поисках озерных монстров», написал в «Фалмут пэкит» письмо, в котором отмечал, что фотографии Мэри Ф. — первое материальное свидетельство существования морского чудовища. Тим Динсдейл, автор книг и руководитель нескольких исследовательских экспедиций, приехал на некоторое время в Фалмут и был впечатлен фотографиями Дока, которые, по его мнению, были подлинными. Автор Ф. У. Холидей, вызвавший оживленную полемику книги «Дракон и диск», нашел, что Морговр в значительной степени соответствует его оригинальной теории, что подобные монстры могут быть не реальными, физически-ми созданиями, а относиться к широкому спектру паранормальных явлений, который также включает в себя: человека-сову, НЛО и некоторые другие странные проявления.
Учитывая все отличия в размерах и цвете в рассказах очевидцев — может быть, что речь идет о разных существах, — можно заключить, что по своим описаниям Морговр соответствует монстрам типа Несси, о которых приходят сообщения из разных уголков мира. Сходство также охватывает и встречи на суше, и пугающий способ передвижения, и выход из строя аппаратуры в ответственный момент (о чем, между прочим, часто сообщают исследователи НЛО и парапсихологических явлений). Все предположительные образы Несси — огромный червь, гигантский угорь, длинношеий тюлень либо выживший плезиозавр — можно приложить и к Морговру.
Главной проблемой при таких ассоциациях, своего рода экстраполяциях обычной зоологии, является то, что ни одно из описаний не объясняет, как такие животные остались необнаруженными, если не считать случайных встреч с ними, как в течение столетий выживало достаточное количество особей, необходимое для продолжения их существования. У берегов Британии очень оживленное морское движение и на побережье людей хватает, поэтому такие встречи должны были бы происходить чаще.
Примерно то же самое было сказано о других загадочных существах, таких как: снежный человек и неуловимая «пума» графства Саррей, которые, кажется, ведут какое-то призрачное существование. Они появляются и исчезают, как привидения, не оставляя следов и никак не обнаруживая места своего обитания.
Чарльз Форт, знаменитый американский исследователь странных явлений (1874–1932), любил в связи с этими существами порассуждать на тему телепортации — он предполагал, что они могут перемещаться сквозь время или пространство без физического преодоления расстояния.
Холидей дополнил эту идею, предположив, что подобные создания не реальные, а скорее своего рода genius loci, духи определенного места, которые материализуются и дематериализуются согласно законам, которые нам еще не известны. Чтобы высказаться более или менее определенно на этот счет, очевидно, требуется больше фактов.
Оказывается, писатель Гарольд Т. Уилкинз, также занимавшими я загадочными явлениями, наблюдал странных и страшноватых существ на корнуэльском побережье еще в 1949 году. Это произошло утром 5 июля, когда он прогуливался со своим другом у моря близ города Ист-Лу. В примечании к своей книге «Странные тайны времени и пространства», опубликованной в 1958 году, он написал, что они увидели «двух поразительного вида ящероподобных существа, одно позади другого, девятнадцати — двадцати футов длиной, с головами бутылочного цвета, наполовину скрытых под водой. Видимо, они явились на мелководье, чтобы поохотиться на рыбу. Наиболее примечательными у них были гребни на спинах, острые, зазубренные, похожие на те, что несут китайские драконы на старинных изображениях. Чайки пикировали на существо, находящееся позади, у которого к спине пристала апельсиновая кожура. Эти чудовища… напоминали плезиозавров мезозойской эры».
Уилкинза постигла судьба многих провидцев — его игнорировали. Центральные газеты, в которые он посылал сообщение о своем наблюдении, отказались его печатать. Фактически этот человек опередил свое время на двадцать семь лет.
В «Фалмут пэкит» 12 марта 1976 года было опубликовано письмо, в котором автор напомнил о старом пабе в Фалмуте, давно уже не существующем, под названием «Дельфин». «Там над очагом, — писал он, — висел макет морского змея, которого, как рассказывали, в эпоху парусников часто видели в Фалмутском заливе».
Ох, эти истории корнуэльских пабов — где бы достать машину времени!
0