«Танцующий фавн» — одна из самых знаменитых античных статуй, находящаяся в галерее Уффици во Флоренции. Скульптура не только поражает своим мастерством, но и имеет богатую историю, связанную с эпохой Возрождения и коллекцией семьи Медичи.
Описание скульптуры
Статуя изображает фавна — мифологическое существо из свиты Диониса, бога вина и веселья. Фавны олицетворяли силы природы, изящество и радость. Он представлен в движении, словно в танце, с элегантно поднятой ногой и динамичной позой. Оригинал относится к римскому периоду, а его реконструкцию с добавлением головы и рук относят к XVI веку.
- Голова и руки: Их авторство приписывают Микеланджело, хотя прямых доказательств этому нет. Дополнения выполнены в манере, идеально гармонирующей с древнеримской эстетикой, что делает скульптуру единым и завершённым произведением.
- Материал: Белый мрамор, характерный для римской пластики.
- Детали: Плавные линии, грация и эмоциональная экспрессия делают фигуру фавна живой и реалистичной.
История находки
Точных сведений о том, когда и где была обнаружена скульптура, нет. Она впервые упоминается в 1556 году в инвентаре коллекции итальянского антиквара Эвриало Сильвестри как «обнажённый стоящий фавн».
После этого статуя попала в руки семьи Медичи, которые были известны своей страстью к коллекционированию произведений искусства. В их коллекции статуя стала одной из жемчужин, украшая залы великих герцогов Тосканы.
Известность в Европе
В XVII–XVIII веках «Танцующий фавн» приобрёл популярность в аристократических кругах. Копии статуи начали изготавливаться для дворцов и особняков по всей Европе:
- Версаль: Одной из первых копий обзавёлся король Франции.
- Лихтенштейн: Скульптор Массимилиано Солдани создавал копию фавна по заказу князя.
- Глиняный сосуд: Антонио Агостинелли в XVIII веке изобразил фавна в окружении бочонков вина и купидонов на рельефе сосуда, что стало необычным воспроизведением оригинала.
Первое упоминание в литературе
Первая схема статуи появилась в 1665 году в посмертной книге Альберта Рубенса о римском костюме. Три года спустя Ян де Бисхоп создал гравюру, на которой фавн был изображён более подробно. К 1684 году статуя уже упоминалась как часть коллекции Козимо III Медичи, а в 1688 году она стала украшением Зала Трибуна в галерее Уффици.
Отзывы и восхищение
Статуя неизменно вызывала восторг у художников, писателей и коллекционеров:
- Массимилиано Солдани называл её самой прекрасной скульптурой, которую он видел.
- Иоганн Вольфганг Гёте восхищался её копией в Лейпциге и считал фавна воплощением античного духа.
События XIX века
В 1800 году, опасаясь, что статую вывезут в Париж, её, как и другие произведения искусства, временно перевезли в Палермо. В 1803 году её вернули во Флоренцию, и она вновь заняла своё место в галерее Уффици.
Современное положение
Сегодня «Танцующий фавн» остаётся одним из главных экспонатов Зала Трибуна в галерее Уффици. Его непринуждённая грация и загадочная история продолжают привлекать внимание посетителей и искусствоведов со всего мира.
0