Ругару (также известный как Rougarou или Loup-Garou) — это мифологическое существо, связанное с франко-креольским фольклором юга США, особенно в Луизиане. Эта фигура представляет собой нечто среднее между оборотнем и демоническим существом. Легенды о ругару распространены среди французских креолов и акадийцев (Cajun), переселенцев из Франции и Канады.
Легенда о Ругару:
- Происхождение: Согласно легенде, ругару — это человек, который продал свою душу дьяволу, либо проклят за серьёзные грехи. Это может произойти по разным причинам: кто-то нарушил католические обряды, особенно правила Великого поста, либо же вёл аморальную жизнь. В наказание такие люди превращаются в жуткое существо, напоминающее волка или оборотня.
- Преследование нарушителей: В некоторых версиях мифа ругару особенно охотится на тех, кто нарушает религиозные предписания, особенно католиков, которые не соблюдают пост. Он также преследует непослушных детей, тем самым выступая в роли своеобразного «страшного» персонажа, которым пугают малышей, чтобы заставить их вести себя хорошо.
- Проклятие на 101 день: Ругару обречён быть проклятым на определённый срок — 101 день. В течение этого времени он ведёт двойную жизнь: днём он сохраняет человеческий облик, хотя и кажется людям странным или нервным, а ночью превращается в чудовищное существо с волчьими чертами. Он может нападать на людей, а если испьёт их крови, проклятие передаётся следующей жертве, и цикл продолжается. Человек, укушенный или проклятый ругару, сам становится этим существом после истечения 101 дня.
- Двойственная природа: Днём ругару может выглядеть как обычный человек, но его поведение часто вызывает подозрение — он может казаться отстранённым, странным или вести себя нервно. Вечером или ночью он полностью меняется, становясь свирепым и кровожадным существом. Его волчье обличие символизирует внутреннюю тьму и проклятие, наложенное на него.
Описание внешности:
Ругару часто изображают как гибрид человека и волка. Он может быть похож на оборотня с длинными когтями, мощными лапами и огромными клыками. В некоторых вариантах фольклора он имеет голову волка, но тело человека. Иногда его изображают полностью звероподобным, с красными глазами и густой шерстью.
Мифологический контекст:
Легенды о ругару восходят к европейским мифам о луп-гару, что в переводе с французского означает «волк-человек», или оборотень. Когда французские колонисты поселились в Луизиане, они привезли с собой свои народные предания, которые впоследствии смешались с местным фольклором. Истории о ругару стали популярным средством для поддержания порядка среди детей и напоминанием взрослым о важности следования религиозным традициям.
Социальная и культурная роль:
Легенда о ругару играет важную роль в креольской культуре. Она не только представляет собой образ мистического существа, но и служит предупреждением о последствиях нарушения религиозных и моральных норм. В некоторых деревнях и поселениях до сих пор существуют обычаи рассказывать истории о ругару как часть устного фольклора, особенно во время праздников, таких как Хэллоуин.
Как избежать встречи с ругару:
Люди верили, что для того, чтобы защититься от ругару, нужно следовать определённым правилам. Одним из методов было воздержание от разглашения встречи с ругару в течение года и одного дня, иначе проклятие могло передаться дальше. Существовали также и различные магические способы защиты, например, использование амулетов или нанесение крестов на двери.
Таким образом, ругару — это не просто мифическое существо, но и воплощение страха перед нарушением социальных и религиозных норм, а также пример того, как европейские мифы адаптировались к новому культурному контексту.
Одна из самых распространённых и известных легенд о Ругару происходит из креольского фольклора Луизианы. Эта история передавалась из поколения в поколение среди креолов и акадийцев. В ней описывается классическая встреча с Ругару, которая служит предостережением о том, что может случиться с теми, кто нарушает религиозные заповеди и не соблюдает Великий пост.
Легенда о фермере и Ругару
Когда-то в маленькой деревне недалеко от болот Луизианы жил фермер, который славился своим трудолюбием, но также и тем, что пренебрегал религиозными обычаями. Он редко посещал церковь и всегда нарушал правила Великого поста, несмотря на предостережения соседей и священника. Однажды, накануне поста, священник строго предупредил его: «Берегись, если будешь продолжать нарушать пост, на тебя обрушится страшное проклятие. Сам дьявол придёт за твоей душой».
Фермер лишь посмеялся и продолжил вести свою жизнь. Вскоре после начала Великого поста, однажды ночью, возвращаясь домой через лес, он заметил что-то странное: тени, мелькавшие между деревьями, и тихие звуки, будто кто-то следовал за ним. Наконец, перед ним возникло жуткое существо — это был Ругару, с головой волка и телом человека, с горящими красными глазами и кровожадной улыбкой. Ругару напал на фермера и укусил его, но не убил.
Фермер, в ужасе, вернулся домой, но в последующие дни его стали мучить странные изменения. Днём он выглядел как обычный человек, но по ночам его охватывала невыносимая жажда крови, и он превращался в Ругару, охотясь на животных и людей в окрестностях. Он скрывал это от своих родных и друзей, но вскоре они заметили, что с ним происходит что-то странное. Его поведение становилось всё более непредсказуемым.
Фермер узнал, что проклятие Ругару будет длиться 101 день, и после этого он сможет передать его другому человеку, укушенному им. В отчаянии он пытался бороться с проклятием, но в конце концов, на 101-й день, он напал на своего лучшего друга и выпил его кровь. Проклятие передалось этому человеку, и цикл продолжился.
С тех пор в этой деревне люди передают друг другу историю о Ругару как предостережение: те, кто нарушает пост или продаёт свою душу дьяволу, могут быть обречены на вечное проклятие. Чтобы избежать этой участи, жители деревни строго соблюдают все религиозные обычаи, особенно в Великий пост, и остерегаются ходить по лесам ночью.
Эта легенда служит не только страшилкой, но и важным социальным и религиозным уроком для креольской общины Луизианы.
0