Крантор также был выдающимся знатоком Александрийской библиотеки, центра классического образования Древнего Мира. Там история Атлантиды была изложена как достоверный эпизод ранней истории. Об Атлантиде писали и другие выдающиеся умы той эпохи, включая Страбона, главного хрониста Римской империи.
Упоминая об исследованиях испанского историка Посейдона Родосского, он замечает: «Он совершенно прав, цитируя мнение Платона о том, что к преданиям об острове Атлантида следует относиться как к чему-то более серьезному, чем просто притче».
В истории Платона рассказывается о великом городе, который процветал в доантичные времена где-то на острове в Атлантике, за Гибралтарским проливом. Атлантида была столицей материально благополучной и политически сильной империи, обладавшей развитой технологией, величием и великолепием искусств высокой цивилизации. Люди издавна были мудрыми и добродетельными, но мало-помалу они начали меняться, от поколения к поколению стали делаться все более алчными и агрессивными и в конце концов затеяли захватническую войну против Греции и Египта. В период ведения активных боевых действий Атлантида была внезапно разрушена некоей ужасной подземной силой, которая «в течение одного дня и одной ночи» отправила весь остров и большинство его обитателей на дно океана.
В Александрийской библиотеке хранилось великое множество материалов об Атлантиде. Практически все они были потеряны, когда великолепное здание разрушили религиозные фанатики во время ожесточенных столкновений между язычниками и христианами в 391 году, на закате Римской империи. Рассказ Платона был признан церковью ересью, и тому было две причины: Атлантида не упоминалась в Библии и не вписывалась в скрупулезную хронологию теологов, которые датировали создание Богом мира 5508 годом до нашей эры.
Последующие темные века сопровождались дальнейшим разрушением классического мира. Атлантида и большинство достижений античной цивилизации были забыты. Тысячу лет спустя, во времена Ренессанса, описанная Платоном история была по существу повторена испанскими конкистадорами, которые подивились сходству Нового Света, который они завоевывали, с «Внешним Континентом», описанным в повествовании про Атлантиду. К погибшему острову-городу проявили серьезный интерес ряд выдающийся ученых и мыслителей, среди них Афанасий Кирхер — священник-иезуит из Вюрцбурга, занимавшийся физикой, естественными науками, лингвистикой, древностями; Франсиско Лопес Гомара — личный картограф испанского короля и сэр Фрэнсис Бекон, лорд-канцлер при короле Якове I, философ и родоначальник английского материализма, которому через триста лет предстояло сыграть очень важную роль в жизни Игнейшиуса Доннелли.
Однако они не смогли добавить к сведениям Платона ничего нового. За последующие три столетия Атлантида в сознании людей постепенно опять отошла в область мифов. Чаще напоминания о ней можно было встретить в художественной литературе, например, в романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и стихотворении Эдгара По «Город в море». Главным достижением Доннелли было применение научного подхода к истории Платона, что позволило превратить ее из вызывающего сомнения исторического повествования в заслуживающий доверие источник. Он улучшил свой метод новейшими достижениями в области геологии, ботаники, сравнительной мифологии, археологии, антропологии и лингвистики и представлял свои аргументы в ясном, убедительном, рациональном и хорошо читаемом изложении. В своих выводах он пошел дальше изначальной оригинальной греческой версии, для того чтобы показать, что Атлантида была источником ранней цивилизации, местом, где человечество поднялось из варварского состояния в организованное общество, и первоисточником, откуда вышли все культуры по обе стороны Атлантики. Это было совершенно новое, неслыханное до тех пор утверждение, но логическое изложение обильного материала, почерпнутого из современных источников, казалось бесспорным.
Популярность, которую Доннелли приобрел в качестве основоположника Атлантологии, превзошла его репутацию политического деятеля, и даже его давние политические недруги, такие, как газета «Сент-Пол диспатч», не могли не восхищаться публично его успехами, как автора одной из наиболее значительных книг столетия. Его Атлантида стала темой праздника Марди-Гра в Новом Орлеане с красочным карнавалом, балами и парадами с участием ряженых и джаз-оркестров и фестиваля Иволги в Балтиморе в 1883 году. Тремя годами позднее его провозгласили «Герцогом Атлантиды» на зимнем карнавале в Сент-Поле. Как писал его биограф: «Тысячи людей, обыкновенно не читавшие и не следившие за появлением новых книг, подпали под воздействие работы Доннелли, и многие купили ее».
Продолжение следует…
0