«Титаник» - предсказанная катастрофа?

    Автор: Джордж Бихи

    Правда ли, что участь могучего «Титаника» была предсказана в литературном произведении?

    Не счесть числа загадкам, связанным с гибелью едва ли не самого знаменитого корабля на свете

    Вот уже три четверти века лежит он в безмолвной мгле, предаваясь тяжким воспоминаниям, — этот пленник бархатистого сумрака. Но он не одинок, потому что встретил свою погибель не в одиночку: в предсмертной агонии он прихватил с собой на тот свет полторы тысячи душ — две трети от общего числа пассажиров и членов его команды — и теперь лежит на дне, разломившийся пополам, и внутренности его разбросаны вокруг корпуса.

    Когда-то он был королем моря-океана, самым крупным и самым красивым судном на планете. Немного осталось людей, видевших его воочию во всем великолепии. Еще меньше счастливчиков, бывших на его борту и переживших плавание. Но имя этого корабля даже сегодня знают все: «Титаник».

    Апрель 1912 года стал весьма знаменательным месяцем в истории «Белой звезды», одной из ведущих британских пароходных компаний. «Титаник», новейшее пополнение ее отборной флотилии, вот-вот должен был вступить в строй и начать перевозку пассажиров и почты. Это был крупнейший рукотворный самодвижущийся предмет — двести шестьдесят девять метров в длину, двадцать восемь в ширину, сорок шесть тысяч тонн регистровой вместимости, двойное днище, водонепроницаемые поперечные переборки, делившие корпус на шестнадцать отсеков. Судостроители были уверены, что такая конструкция вполне способна обеспечить безопасность судна в случае крушения. Даже если вода как-то просочится сквозь двойное днище в трюм, переборки удержат ее в одном из отсеков, а во всех остальных будет полный порядок.

    Катастрофа? Это немыслимо!

    Облик «Титаника» внушал безграничное доверие. Четыре громадные трубы возносились к небесам как символ окончательной победы людской мастеровитости над матерью-природой. Никто и мысли не допускал, что с «Титаником» может случиться серьезная катастрофа. А капитан судна, Эдвард Смит, во всеуслышание заявлял: «Для современного судостроения катастрофы — это пройденный этап».

    Исполненная самодовольства британская Торговая палата, похоже, полностью соглашалась с ним. По ее давным-давно устаревшим правилам, каждое судно водоизмещением десять тысяч тонн и более должно было нести всего шестнадцать деревянных спасательных шлюпок да четыре сборных лодки конструкции Энгльхардта, которые входили в комплект, скорее, для ровного счета.

    В случае крушения спасательное снаряжение позволяло эвакуировать одну тысячу сто семьдесят восемь человек. По сертификату, «Титаник» мог принять три тысячи душ, но никого, казалось, особо не заботила вопиющая нехватка средств спасения на борту судна. Если говорят, что этот исполинский корабль непотопляем, зачем загромождать палубу лишними шлюпками?

    А при виде роскошных салонов плавучей громады пассажиры тотчас забывали, или почти забывали, что они в море. Да что, в конце концов, может случиться с таким судном?

    Дурные предчувствия

    Тем не менее нашлись люди, которые были твердо убеждены, что уже во время первого плавания с «Титаником» непременно стрясется беда. Несколько таких убежденных не имели непосредственного отношения к кораблю, но многие «заупокойщики» купили билеты на громадный лайнер и намеревались плыть на нем. Среди них были даже такие, кто сдал билеты, чтобы отправиться в плавание на других судах. Но большинство, несмотря на дурные предчувствия, сохранило свои места, желая принять участие в первом рейсе исполина. Многие заплатили за это решение жизнью: ведь «Титаник» затонул, столкнувшись с айсбергом посреди Атлантического океана.

    Самое широко известное предсказание гибели «Титаника», вероятно, даже нельзя назвать предсказанием. Оно появилось в 1898 году, за четырнадцать лет до первого (и последнего) плавания великого корабля. Описанное в этой истории событие во многом разительно схоже с катастрофой «Титаника».

    Сделал это своеобразное предсказание некто Морган Робертсон, автор романа «Бессилие». В книге рассказывалось о пассажирском лайнере «Титан», самом большом судне в мире. Размеры его были сравнимы с габаритами «Титаника», корабль имел новейшее навигационное оборудование, а управляли им лучшие на ту пору моряки. Судно вышло из порта в апреле. Все пассажирские места были заняты, но на борту не хватало спасательных шлюпок…

    Чтобы пересечь океан за рекордно короткое время, на двух гигантских мачтах «Титана» были подняты огромные треугольные паруса. Капитан так жаждал установить рекорд ходкости, что, когда его судно протаранило какой-то парусник, не стал задерживаться и не потрудился снять с воды уцелевших людей. Один из обреченных сгинуть в пучине моряков выкрикнул вслед «Титану» проклятие и призвал Всевышнего покарать шкипера удалявшегося парохода за бездушие.

    А вскоре туманной лунной ночью прямо по курсу «Титана» посреди Атлантики показался айсберг. Судно не успело изменить курс, избежать столкновения не удалось. Громадный пароход въехал носом на покатый бок ледяной глыбы, почти весь его корпус оказался над водой. Затем тяжелое судно опрокинулось на правый борт, паровые машины и котлы сорвались с креплений и пробили обшивку корпуса. «Титан» соскользнул по льду обратно в воду, все шлюпки правого борта при этом разлетелись в щепки. Лайнер затонул. Спаслась лишь жалкая горстка пассажиров и членов команды.

    Обычно авторы, пишущие о паранормальных явлениях, связанных с катастрофой «Титаника», в первых строках своих статей ссылаются на вышеприведенную историю придуманного Робертсоном «Титана». Немало чепухи написано и о том, при каких обстоятельствах Робертсон создал свой роман. Чаще всего авторы этих писаний утверждают, будто бы катастрофа пригрезилась Робертсону во сне во всех подробностях, либо заявляют, что романист «впал в транс» и «увидел»’эпизоды будущей книги, а затем положил их на бумагу в беллетристической форме. Все это вранье. Свой роман Робертсон писал вполне сознательно, применив прекрасно известный всем литераторам творческий метод «просиживания штанов».

    Сходство крушений «Титана» в романе Робертсона и реального «Титаника» видно невооруженным глазом, и многие авторы годами всячески обыгрывают это сходство. Составляются сравнительные таблицы технических характеристик двух судов и обстоятельств их гибели. На первый взгляд совпадения кажутся совершенно невероятными, даже сверхъестественными, но стоит рассмотреть их в более широком контексте, и все становится понятно.

    Морган Робертсон замыслил написать роман о самом большом корабле в мире, но, разумеется, не хотел, чтобы его выдуманное судно быстро «устарело» благодаря новейшим достижениям реального кораблестроения. Дабы избежать этого, он просто сделал «Титан» гораздо больше любого настоящего корабля, существовавшего в 1898 году. Определив длину воображаемого судна, Робертсон высчитал его приблизительный тоннаж, регистровую вместимость и другие характеристики. Таким образом, параметры «Титана» и «Титаника» сделались схожими как бы сами собой, но в глаза сразу же бросается одно существенное различие: Робертсон думал, что и в будущем кораблестроители станут оснащать пароходы вспомогательными парусами. Но на «Титанике» парусов не было.

    Спасательных шлюпок на «Титане» не хватало, потому что Робертсон просто обыграл прискорбную тенденцию, которая была очевидна уже в 1898 году. Он знал, что правил, требующих увеличивать число шлюпок по мере увеличения размеров судов, не существует. Писатель лишь довел эту тенденцию до логического конца: громадный лайнер идет ко дну, а шлюпок слишком мало, и спасти пассажиров невозможно.

    Сюжет романа Робертсона требовал, чтобы «Титан» погиб внезапно, а после катастрофы уцелела лишь горстка людей. Автор не стал уничтожать судно, устраивая шторм: если шторм способен потопить самый большой корабль в мире, ему ничего не стоит пустить ко дну и шлюпки (вместе со спасшимися людьми, без которых автор не мог обойтись в концовке романа). Столкновение с другим судном тоже не годилось, равно как и пожар на борту: «Титан» просто не затонул бы достаточно быстро. На воде оказалось бы больше шлюпок, возросло бы и число спасшихся, а значит, Робертсону пришлось бы изменить задуманную концовку.

    Судя по всему, автор не представлял себе никакой другой аварии, кроме весьма живописного столкновения с айсбергом. Только оно могло быстро погубить «Титан» и отвечало всем сюжетным требованиям романа. Робертсон был профессиональным моряком и прекрасно знал, какой огромной опасностью чревато появление айсберга на океанской трассе. «Титаник», потопленный айсбергом в 1912 году во время первого же плавания, — лишь еще одно тому подтверждение.

    Более всего поражает сходство названий реального и придуманного Робертсоном судов: «Титаник» и «Титан». Назови писатель свой корабль, скажем, «Нептуном», едва ли спустя четырнадцать лет, после гибели «Титаника», роман Робертсона вспомнило бы так много людей. Быть может, выбранное автором наобум название — единственное, что спасло его книгу от полного забвения.

    В истории гибели «Титаника» полно всевозможных совпадений, включая вышеперечисленные. Но некоторые события, связанные с катастрофой, судя по всему, были отнюдь не случайны, и отчеты о них содержали подробности, позволявшие с высокой степенью вероятности классифицировать эти события как пси-феномены, а многие из них были предсказаны.

    Реальное предвидение

    Вот одна такая история, очень грустная, поскольку речь в ней пойдет помимо собственно катастрофы и о смерти перципиента. Произошло это событие в шотландском местечке Кэркенбрайт поздним вечером 14 апреля 1912 года.

    Рекс Сауден был капитаном городского корпуса Армии спасения, принявшего под свою опеку маленькую девочку-сироту по имени Джесси. Ребенок был тяжело болен, лежал в постели и нуждался в непрерывном присмотре. Сауден знал об этом и вечером 14 апреля лег спать, лишь убедившись, что за девочкой ухаживают должным образом.

    Без нескольких минут одиннадцать кто-то принялся отчаянно стучаться в дверь спальни Саудена и кричать: «Капитан, Джесси умирает! Пожалуйста, идите скорее!» Капитан Сауден тотчас встал, оделся и поспешил в спальню сиротки. Присел у края кровати. Ровно в одиннадцать часов Джесси вдруг села в постели. Увидев рядом Саудена, она взмолилась:

    — Возьмите меня за руку, капитан. Мне так страшно. Вы видите, как погружается этот большой корабль?

    Сауден решил, что девочка бредит, и попытался успокоить ее, убедить, что ей просто снятся кошмары. Но не тут-то было.

    — Нет. Корабль идет ко дну, — сказала больная. — Смотрите, сколько там тонущих людей… А Уолли играет на скрипочке и идет к вам.

    Чтобы позабавить девочку, капитан Сауден с наигранным изумлением оглядел комнату, но не увидел ничего необычного. Осторожно уложив больного ребенка на подушки, он укрыл Джесси одеялом, и девочка лишилась чувств.

    Несколько часов просидел верный капитан у постели больной. Девочка почти не шевелилась. Вдруг послышался лязг дверной задвижки. Решив, что кто-то пришел проведать ребенка, капитан поднялся со стула, открыл дверь и с удивлением увидел, что в коридоре никого нет. Но мгновение спустя испытал странное ощущение — словно кто-то проскользнул мимо него в комнату. Капитан Сауден бросился обратно к постели Джесси и увидел, что у девочки начинается агония. Ей оставалось жить всего несколько минут. Сраженный горем капитан стоял над Джесси и беспомощно смотрел на нее, и тут малютка снова открыла глаза.

    — Моя мама пришла, она заберет меня на небеса, — едва слышно молвила умирающая. Капитан взял ее за руку, и через несколько минут Джесси тихо отошла в мир иной.

    Отступив на шаг от ложа новопреставленной, капитан Сауден снова услышал скрежет задвижки, но опять никого не увидел в коридоре. Тем не менее в душу капитана вселилась уверенность в том, что Джесси и ее матушка вместе покинули спальню.

    Видение гибели судна посетило Джесси в одиннадцать часов ночи, и случилось это в Шотландии за три с половиной часа до столкновения «Титаника» с айсбергом, если учесть разницу во времени. Судя по всему, девочка выказала несомненный дар предзнания. Но как понимать ее слова о человеке по имени Уолли, игравшем на скрипке?

    Вскоре капитан Сауден услышал, что руководителем судового оркестра на «Титанике» был Уоллес Хартли, с которым Сауден близко дружил в детстве. Но с тех пор они не виделись, и капитан не знал, что Уолли стал корабельным музыкантом. Поэтому случившееся с маленькой Джесси, вероятно, можно считать примером не только предзнания, но и ясновидения — ведь ей каким-то образом стало известно христианское имя Хартли.

    После столкновения с айсбергом Уоллес Хартли и его товарищи продолжали играть, стремясь ободрить пассажиров «Титаника». Музыканты даже не попытались спастись и погибли все до единого. Джесси почему-то знала, что Уолли не останется в живых.

    Когда происходит событие, считавшееся совершенно невозможным, лишь считанные единицы людей способны предсказать его загодя, и это вполне естественно. Но в случае с эпохальным событием, описанным выше, мы, кажется, столкнулись с чем-то прямо противоположным, поскольку десятки, если не сотни людей были твердо убеждены, что с «непотопляемым» судном по имени «Титаник» в первом же плавании стрясется какая-то беда.

    Одно-два верных предсказания этого немыслимого события, вероятно, можно объяснить случайностью. Но сколько таких предсказаний должно сбыться, чтобы мы наконец забыли о случайных совпадениях и уразумели, что предзнание — гораздо более вероятное объяснение случившегося? Решайте сами.

    Источник >>>

    0

    «Титаник» - предсказанная катастрофа?

    «Титаник» - предсказанная катастрофа?

    «Титаник» - предсказанная катастрофа?

    «Титаник» - предсказанная катастрофа?

    «Титаник» - предсказанная катастрофа?

    от admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *